Испытательная станция ООО «Касталия»
                                                     Научно-практический семинар «Управление территорией. Постдипломное обучение управленцев»
                                                                                                                                  Лабораторный практикум
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                                                                                                                                                     А.В. Калитаев
                                                                                                                                                       научный руководитель ООО «Касталия»,
                                                                                                                                                                   председатель экспертного совета
                                                                                                                                                                      СПб Союза предпринимателей
                                                                                                                                                                              www.малыйбизнес2020.рф
                                                                                                                                                                         E-mail: castalia1991@yandex.ru  
                                                                                                                                                                                  Моб.: +7 (921) 994-65-12

                                                                                       Лабораторная работа № 3
     
                                                                        
«Доводка регулирующего воздействия
                      «Продление договоров аренды государственного имущества только через торги»


    Эта лабораторная работа посвящена доводке регулирующего воздействия. Создание регулирующего воздействия (включающее его реализацию) - сложное и ответственное дело.
    Как известно, движение по заданной траектории в пространстве значений комплекта выходных параметров задачи управления территорией вызывается созданием и реализацией регулирующих воздействий на территорию. Чтобы имело смысл говорить о заданной траектории в пространстве значений выходных параметров, нужно поставить задачу управления. Чтобы имело смысл говорить о регулирующих воздействиях, нужно структурировать задачу управления, т.е. покрыть её сетью подзадач, каждая из которых должна быть структурирована. Чтобы поставить задачу управления территорией нужно до этого на территории вести разного рода наблюдения и измерения.
    Итак, пусть задача управления территорией поставлена и структурирована. Нужно продвигаться по заданной траектории в пространстве значений комплекта выходных параметров задачи. Это можно сделать, только переводя территорию в состояние, соответствующее некоторому значению подкомплекта управляемых входных параметров некоторой подзадачи. Этот перевод и есть регулирующее воздействие (которое, как правило, имеет сложную структуру, состоящую из большого количества элементарных регулирующих воздействий).
    Проектирование и реализация регулирующего воздействия очень ответственная работа в связи с тем, что, выполнив эту работу, управленец деформирует жизни некоторого множества обитателей территории. Поэтому для того, чтобы решиться реализовать управляющее воздействие, управленец должен иметь веские основания и должен знать, что понесёт суровое наказание, если реализует низкокачественное управляющее воздействие, особенно суровое, если нанесёт существенный ущерб какому-нибудь конкретному обитателю территории (не страшно, если каждый обитатель территории потеряет по десять рублей, но страшно, когда один ни в чём не повинный обитатель территории потеряет десять миллионов рублей). Если такое наказание в системе управления территорией не предусмотрено, в этом случае власти территории должны считаться оккупационными властями со всеми вытекающими последствиями (власти должны быть готовы быть презираемыми населением территории, отдавать себе отчёт, что им придётся противостоять актам гражданского неповиновения, партизанскому движению, разнообразным цветным революциям и т.п.).
    Для управления территорией служит система управления территорией (органы власти и их помощники). Система управления территорией, каждое её звено должны иметь высокое качество. Система управления, как любой механизм, должна образцово сопровождаться. Система управления территорией и отдельные её агрегаты должны доводиться так, как доводятся изделия новой техники.
    Вот некоторые сведения, которые должны быть известны управляемым, затронутым регулирующим воздействием:
1. В рамках решения какой подзадачи задачи управления территорией создаётся рассматриваемое регулирующее воздействие (создателю регулирующего воздействия должна быть ясна постановка этой подзадачи и её структура, и он должен быть способен объяснить это управляемым).
2. Имена и должности инициаторов регулирующего воздействия.
3. Аргументация необходимости регулирующего воздействия и прогноз эффекта регулирующего воздействия.
4. Имена и должности работников, придавших регулирующему воздействию юридическую силу.
5. Имя и должность работника, отвечающего за то, что смысл и аргументация необходимости регулирующего воздействия понятны каждому управляемому, затронутому данным регулирующим воздействием.
6. Имя и должность работника, отвечающего за обратную связь «управляемый-управляю-щий» по данному регулирующему воздействию.
7. Измерение близости реализации регулирующего воздействия к его проекту.
8. Измерение эффекта регулирующего воздействия.
9. Сравнение прогноза и эффекта реализованного регулирующего воздействия.
10. Анализ эффективности реализованного регулирующего воздействия и, в случае неуспеха регулирующего воздействия, определение управляющих, виновных в его неуспехе.
11. Принятие решения о дальнейшей судьбе реализованного регулирующего воздействия (изменение вплоть до отмены).
12. Наказание виновных в низкокачественном управлении территорией (в первую очередь, увольнение явно бестолковых работников).
    Вот несколько замечаний относительно регулирующих воздействий:
1. Регулирующее воздействие должно быть тщательно спроектировано и быть ювелирным по точности воздействия. Как правило, регулирующее воздействие должно по-разному действовать на объекты с тем, чтобы не противоречить здравому смыслу - территория имеет сложную структуру, и регулирующее воздействие на неё управленца - это инструмент ювелира, а не молот. Руководитель решения задачи управления территорией или подзадачи этой задачи, создав какое-либо регулирующее воздействие, всегда должен задавать себе вопрос, создал ли бы он такое регулирующее воздействие, если бы данная территория находилась у него в собственности.
2.  Деформирование жизни обитателей территории регулирующими воздействиями, которые не являются неписанными законами, существующими на данной территории, это ответственнейшее дело, которое имеет моральное право делать только человек, уважаемый населением за ум и справедливость.
3. Обязательно всестороннее исследование эффекта реализованного регулирующего воздействия. Если на это не хватает средств, нужно привлекать волонтёров, готовых работать бесплатно. Если управленец побеспокоил управляемых своим регулирующим воздействием, но не удосужился детально исследовать результат своей работы, к нему нужно относиться, как к надсмотрщику над рабами на плантации.
4. Мучить население низкокачественными регулирующими воздействиями - значит понижать производительность труда на территории (сейчас это причина отставания России по производительности труда по сравнению с удовлетворительно управляемыми странами), значит настраивать население против власти и, в конечном счёте, развалить страну. Поэтому, если автор регулирующего воздействия не уверен в его качестве, он должен отказаться от продолжения работы над регулирующим воздействием.
    Особенно нужно отметить неуместность положения, когда чиновник-управленец реализует низкокачественное регулирующее воздействие, созданное на более высоком уровне чиновничьей иерархии, и аргументирует этим своё такое поведение. В его распоряжении законодательная инициатива - он должен бороться за здравый смысл, ведь он находится ближе к управляемым, чем инстанция, создавшая регулирующее воздействие, и эта инстанция должна ждать от него информацию по качеству реализованного воздействия, по качеству того, что получилось в жизни. Если он не понимает, в чём должен заключаться эффект регулирующего воздействия, но принуждает управляемых его выполнять, он преступник, так как за общественные деньги мешает работе людей, вместо того, чтобы им помогать.
    Рассмотрим регулирующее воздействие, описанное в СМИ (приложение 1). Исследуем это регулирующее воздействие на испытательной станции ООО «Касталия». Воспользуемся для этого статьёй А.В. Калитаева (приложение 2: при необходимости можно провести более глубокое исследование, ознакомившись с научно-техническим отчётом [1] и обследовав испытательную станцию ООО «Касталия», расположенную в Петербурге вблизи станции метро «Выборгская»).
Задание:
1. Прочтите статью Марии Тирской «Торги регистрацией. Росреестр перестал регистрировать продление договоров аренды помещений у КУГИ. Арендаторам госимущества придётся участвовать в торгах» в газете «Деловой Петербург» от 19.12.2014 (см. приложение 1).
2. Ознакомьтесь с экономическим расчётом А.В. Калитаева «Прогнозирование эффективности регулирующего воздействия «продление договора аренды государственного имущества только через торги» с помощью испытательной станции ООО «Касталия» (см. приложение 2). Для более глубокого погружения в тему просмотрите научно-технический отчёт [1] и осмотрите испытательную станцию ООО «Касталия» в натуре.
3. Для какой цели, по Вашему мнению, создано регулирующее воздействие, описанное в статье, фигурирующей в приложении 1?
4. Ознакомьтесь с понятием «испытательная станция» (приложения 3, 4).
5. Напишите короткое эссе, характеризующее систему управления Петербургом в том случае, если КУГИ СПб выставит на торги место, на котором находится комплекс мелкорозничной торговли (КМРТ), являющийся источником дохода, необходимого для сопровождения испытательной станции ООО «Касталия» (научная работа на станции ведётся на общественных началах). Как бы развивались события в удовлетворительно управляемой стране (опишите жизненный цикл испытательной станции ООО «Касталия» в этом случае)?
5. Сделайте короткий экономический расчёт последствий выставления на торги в случае, если объект уже арендуется:
- конторского помещения, прошедшего евроремонт;
- торгового помещения в торговом комплексе городского значения;
- участка земли под типовым торговым павильоном, принадлежащим арендатору;
- типового торгового павильона, сдаваемого в аренду вместе с участком земли, на котором он находится;
- участка земли или части сооружения, на которых арендатор для получения дохода был вынужден построить КМРТ по спецпроекту, не позволяющему использовать модули КМРТ в другом месте.
6. Напишите короткое эссе «Моё мнение о качестве регулирующего воздействия, фигурирующего в приложении 1».
7. Сделайте предположение, для какой цели было создано регулирующее воздействие, фигурирующее в приложении 1, и, опираясь на это предположение, составьте план доводки этого регулирующего воздействия (доводка может состоять из пустого множества действий). Аргументируйте свой план.

Приложения:
1. Статья Марии Тирской «Торги регистрацией. Росреестр перестал регистрировать продление договоров аренды помещений у КУГИ. Арендаторам госимущества придётся участвовать в торгах» в газете «Деловой Петербург» от 19.12.2014.
2. А.В. Калитаев. Прогнозирование эффективности регулирующего воздействия «продление договора аренды государственного имущества только через торги» с помощью испытательной станции ООО «Касталия» (основная статья научно-технического отчёта [1]).
3. Положение об испытательных станциях ТОО «Касталия», предназначенных для исследования текущих процессов управления территориями, от 25.03.1996.
4. Положение об испытательной станции № 1 от 12.03.2015.

Литература:
1. Отчет о научно-исследовательской работе (НИР). Управление имуществом хозяйственной публичной организации. Библиотечка чиновника и монополиста. Книжка за книжкой. Эффективность продажи права аренды государственного имущества. Прогнозирование эффективности регулирующего воздействия «продление договора аренды государственного имущества только через торги» с помощью испытательной станции ООО «Касталия». - СПб.: ООО «Касталия», испытательная станция. 2015. - 236
с.